Одним из самых лучших вариантов является, если в Вашей компании кто-то регулярно вел учет ранее врученной сувенирной vip продукции своим бизнес-партнерам. Неприлично – несколько раз подряд года преподносить идентичные «сюрпризом». Существует только три подарка, которые всегда приходятся к месту, которые можно дарить постоянно, но уже всем приелись: шоколадные конфеты в богато украшенной коробке, цветы, дорогой алкоголь (непременно в упаковке).
Как правило, бизнесмены - люди активные, азартные. Поэтому наверняка им понравятся разнообразные игры - нарды, шахматы, карты и т. д. Позволительно преподнести изысканно упакованный шелковый галстук или шарф. Ножи, оружие бизнес-партнерам не вручают, т.к. это считается нехорошим признаком - к разрыву отношений. С недавнего времени вместо презента как такового стало популярным перечислять деньги от имени партнера на счет какой-либо благотворительной организации или фонда.
Если ваш деловой партнер – иностранец, то здесь есть свои нюансы.
Во-первых, не забывайте, что ему, вероятно, придется проходить таможню. Поэтому заранее продумайте, чтобы ваша
сувенирная vip продукция не была неудобной для перевозки, тяжелой или объемной, запрещенной к вывозу из страны или противоречащей правилам авиакомпании.
Во-вторых, забудьте как страшный сон, про иконы, матрешки, самовары и пуховые платки. Этих вещей, скорее всего, у вашего партнера девать некуда, если он давно работает в России. Куда лучше преподнести картины, предметы народного промысла или статуэтки.
В-третьих, во что бы то ни стало нужно иметь в виду национальную специфику в этом щекотливом вопросе.
В Англии, где очень взыскательно относятся к соблюдению правил бизнес-этикета, лишь небольшая часть сувенирной vip продукции может признаваться уместным подарком, например, календари, фирменные авторучки, ежедневники.
В Германии также отвергаются подношения интимного характера, особенно когда они могут расцениваться как завуалированная форма взятки.
В Греции полагают, что носовые платки ведут к обильным слезам и разлуке.
Китайцы не примут в качестве подарка любые часы: они являются символом скоротечности человеческого существования.
В Латинской Америке врученный нож несет в себе негативный смысл: желание дарящего закончить любые отношения.
В США согласно требованиям делового этикета большое значение имеет тип служебных отношений с теми, кому предназначается сувенир: можно делать подарки подчиненным, обслуживающему персоналу, но не руководству.
Во Франции преподносить в дар портреты – признак того, что можно разругаться.
Опасный момент: по закону вообще недопустимо дарить ценную сувенирную vip продукцию: правительственным чиновникам, крупным политическим деятелям, судьям, адвокатам и работникам прокуратуры, референтам и представителям вышеуказанных лиц.
Такое подношение этим персонам будет выглядеть как скрытая форма взятки. Но практически нет данных о случаях, чтобы влиятельный деятель хоть раз отказался от искреннего подарка...